|
Первые
известные памятники Камбоджской литературы
доангкорского периода (2—9 вв.) представлены
санскритскими надписями на стенах в храмах
Вокань (территория современного Вьетнама, 3 в.)
и Тонле-Бати (6 в.). К началу 7 в. восходят
надписи на древне-кхмерском языке. Ангкорский
период (802—1433) характеризуется общим
расцветом кхмерской культуры, развивавшейся под
влиянием идеологии брахманизма и буддизма
махаяны: на санскрите писали Яшоварман II,
Кавишвара, Ёкиндра, Субхадра; на кхмерском языке
— Каосатхипадэй Кау, Дуонг, Тьей Нон, Нэакпанг,
Сампхеар, Пхокдэй и др. Некоторое
распространение в литературе получает также язык
пали. Особое место занимает лирическая поэма «Индрадеви»
и эпос «Реамкер» по мотивам индийской «Рамаяны»,
написанные на кхмерском языке. Наиболее
значительным явлением в литературе так
называемого среднего периода (1434—1862) была
народная поэма-сказание «Тум и Теау» (15 в.) о
трагической любви юноши и девушки. Писатели
Соттан Прэйтьеа Эн, Саом Лоть, Ну Кан и др.
продолжали создавать традиционные произведения и
при французском колониальном режиме (1863—1953).
Одно из лучших произведений этого времени —поэма
«Сратоп Тьек» Бамраэ Утей Нгынга, написанная на
материале древних сказаний. В 30—40-х гг.
появляются первые романы, отличающиеся
гуманистической направленностью: «Пайлинская
роза» (1936) Ньок Тхаема, «Сопхат» (1938) Рым
Кина и «Увядший цветок» (1947) Ну Хатя. В 1955,
вскоре после обретения страной независимости,
был образован Союз кхмерских литераторов.
Писатели Камбоджи Тиу Оль, Хэль Сумпха, Суон
Сорэн, Ноп Саван и др. в своих произведениях
поднимают важные социальные и
общественно-политические проблемы. Ведётся
работа по сбору и публикации фольклора.
Древнейшие
памятники искусства К. — орнаментированная
керамика неолита, бронзовые изделия середины
1-го тыс. до н. э. В 6 в. в Ангкор-Борей и в 7
в. в Самбор-Прей-Кук были построены святилища (прасаты)
— прямоугольные в плане кирпичные башни,
расчленённые пилястрами и увенчанные пирамидой
из ложных этажей; стены украшались резьбой по
стуку, ложными порталами. Под индийским влиянием
возникли мягко и обобщённо моделированные статуи
6 в. Более самобытны стройные, изящные, полные
жизни и вместе с тем величавые статуи 7—8 вв. В
9 в. сложился тип ансамбля из прасатов и
подсобных зданий, окруженных оградой (с
павильонами-воротами «гопура»), а позднее также
галереями и каналами (Прах-Ко в Ролуосе, 9 в.;
Бантеай-Срей, 10 в.). Тогда же возник тип
«храма-горы» — ступенчатой пирамиды, увенчанной
1 или 5 прасатами и окруженной галереями и
каналами (Баконг в Ролуосе, 9 в.; Пранг в
Кох-Кере, 10 в.). В 10 в. кирпич сменяется
латеритом и песчаником, расцветает искусство
резного декора, в котором в пышный
растительный
орнамент вплетаются фигуры божеств, небесных
дев, животных и чудовищ. Строго фронтальные
статуи 9—13 вв. отличаются монолитностью, мощью
обобщённых объёмов, графичной стилизацией
деталей. В 9—13 вв. сложился гигантский комплекс
Ангкор, включавший множество богато украшенных
храмов и дворцов; особенно значительны наиболее
совершенный и грандиозный храм-гора Ангкор-Ват
(около 1113—50) и построенная как единый и
величественный архитектурный ансамбль (конца 12
— 13 вв.) столица Ангкор-Тхом с огромными ликами
божеств на многочисленных башнях. Тянущиеся
бесконечными рядами рельефы в галереях храмов
Ангкора замечательны живостью и выразительностью
батальных и бытовых сцен, богатством ритма,
гибкостью контуров. С 14 в. каменное зодчество
пришло в упадок, древние города были заброшены.
Строились деревянные дворцы и буддийские храмы
(королевский дворец и «Серебряная пагода» в
Пномпене) с галереями, заострёнными по краям
крышами, резьбой, лепкой, золотой росписью по
лаку. Воздвигались каменные колоколовидные
ступы. Каменная скульптура сменилась деревянной
и бронзовой (статуи Будды; статуэтки танцовщиц,
героев эпоса), а рельефы — росписями (клеевыми
красками) на темы буддийских легенд. Со 2-й
половины 19 в. в городах строятся здания в духе
французской эклектической архитектуры. В
росписях и картинах Окна Теп Нимит Тлака (начало
20 в.) декоративная стилизация сочетается с
реалистической выразительностью лиц. С
провозглашением независимости (1953) началось
планомерное градостроительство (новые города —
Кампонгсаом, 1957—1960, Бокор, 1962). В городах
построены железобетонные здания как в местных
традициях — с галереями, башнями, крутыми
скатами крыш (архитектор Ванмоливан), так и в
современном стиле, с лоджиями и солнцезащитными
устройствами. Массовая застройка в деревнях и
городах — свайные каркасные дома, часто с
верандой. Традиционные народные ремёсла — ручное
шёлкоткачество, батик, резьба по дереву и
слоновой кости, гравировка по металлу, роспись
керамики, вышивка, вырезание из кожи (ажурные
панно, фигуры теневого театра). Развиваются
живопись и графика (Нгок Дим, Сам Юн).
Истоки
музыкальной культуры кхмеров, формирования их
классической музыкальной системы, инструментария
восходят к глубокой древности (оркестр, а также
отдельные инструменты изображены на барельефах
древних храмов Ангкора). Достигнув расцвета в
период Ангкорской К., кхмерская классическая
музыкальная система сохранилась почти в
неизменном виде. Музыка кхмеров основана на
пентатонике. Структуру её определяет ритм,
поэтому главное место в оркестре принадлежит
ударным инструментам — барабанам (сампхо, чхайям),
двойным литаврам (ско-тхом), скандирующим ритм
танцев, песен, и цимбалам, гонгам, «поющим»
аккомпанемент. Мелодию ведёт гобой (пэй о,
пэй-пок, пра пей) или тростниковая флейта (кхлой).
Струнные инструменты (введены в 12 в.) — лютни
(та диеу, тяпей и та кхе), инструменты типа
скрипки (тро-че, тро-сао, тро-кмае) исполняют
тонику. Большой классический оркестр,
отличающийся от народного оркестра лишь
количеством инструментов, сопровождает
представления Королевского балета (см. ниже). В
1966 в Пномпене основан институт изящных
искусств, готовящий профессиональных актёров,
музыкантов, танцоров. институт собирает
инструментальный, песенный, танцевальный и
литературный фольклор, который в обработанном
виде демонстрируется на временных подмостках,
сооружаемых под открытым небом. В Пномпене
выстроен концертный зал.
В древних храмах
сохранились надписи, в которых упоминаются имена
танцовщиц, певцов и музыкантов, а также
настенные изображения шутов-скоморохов.
Существует 3 основных вида театральных
представлений: Королевский балет, Театр теней и
Народный театральный Королевский балет
использует традиции средневекового балета К.
периода Ангкорской К. (назывался сиамским;
актёрами были представители народности таи;
танцы сопровождались хоровым пением, тексты
баллад исполнялись на тайском языке; с начала 20
в. театральные представления ведутся на
кхмерском языке). Сюжетами постановок служат
древние легенды и сказки. Известно около 30
таких сюжетов. Основные роли исполняют женщины,
в труппе двое мужчин-танцовщиков, играющих
демонов, шутов и зверей (в масках; женщины
выступают без масок, но в определённом гриме).
Театр теней обычно даёт представления во время
религиозных праздников. Сюжеты, так же как и
силуэты кукол, строго канонизированы.
Представление сопровождается рассказом актёра,
находящегося за экраном. Большой популярностью
пользуется Народный театр, где обычно выступают
2 актёра (без костюмов и декораций).
Представление состоит из коротких сценок,
родственных средневековому западно-европейскому
фарсу (строятся на импровизации, много пения). В
Пномпене, Сиемреапе и др. городах существуют
постоянные труппы. В начале 60-х гг. в Пномпене
была предпринята попытка создать современный
театр (импровизационные представления по пьесам
У. Шекспира, Ж. Расина и др.). В конце 1955 в
Пномпене открыт Государственный драматический
театр, который стремится создать современный
национальный репертуар. В 1964 и 1969
Королевский балет К. был на гастролях в СССР |
|